Храмы поселка Тайцы

 

 


 

Церковь святителя Алексия, митрополита Московского

Место под постройку нового каменного храма было отведено на участке рядом с уже существующим деревянным и 15 июня 1914 года епископ Гдовский Вениамин (Казанский) совершил его закладку. Проект церкви, рассчитанной на 1000 человек, выдержанный в древнерусском стиле с необычным шлемовидным куполом, разработал известный петербургский архитектор Иван Васильевич Экскузович, а наблюдение за ее постройкой осуществляли гражданские инженеры Н.И. Постников и С.И. Барет.

Новопостроенный каменный храм был освящен лишь в 1921 году епископом Кронштадтским Венедиктом (Плотниковым, будущим священномучеником) во имя Святителя Алексия, митрополита Московского.

С 8 сентября 1922 года настоятелем Алексиевской церкви становится молодой священник Петр Белавский, до этого в течение двух лет сослуживший своему отцу протоиерею Иоанну Петровичу Белавскому в Александро-Невской церкви в селе Александровском. 

Согласно воспоминаниям старожилов, именно в эти годы храм отличался наибольшим благолепием. До революции и некоторое время после нее в Тайцах существовала традиция устраивать на Пасху праздничные фейерверки, а храм украшать разноцветными фонариками. Особым почитанием среди местных жителей пользовались находящиеся в храме иконы святителя Алексия, святителя Николая Чудотворца (изображение в полный рост), Иоанна Предтечи («Во плоти ангел»), Феодоровской Божией Матери и св. блгв. княгини Анны Кашинской с частицей ее мощей. Внутри храма, над входом на хоры, висела картина, изображающая Спасителя и Марию Магдалину. Интересно, что на самих хорах в 1920-1930-е годы никогда не пели. Церковный хор всегда находился на правом клиросе, который полностью закрывали большие иконы.

Первую попытку закрытия храма власти предприняли в мае 1936 года, когда Леноблисполком принял решение о его «ликвидации», однако оно, слава Богу, тогда не было реализовано. Гонения на церковь, тем не менее, в те годы становились все масштабнее, и 11 мая 1939 года по постановлению того же Леноблисполкома последняя Таицкая церковь была все-таки закрыта. В ее стенах власти устроили клуб, однако, по воспоминаниям старожилов, в него никто не ходил.

После закрытия находившиеся в храме иконы и церковная утварь были разграблены или оказались в других храмах. Икона святителя Алексия была чудесным образом спасена жительницей Тайцев Александрой Ивановной Саввиной, после войны икона была передана в Гатчину о. Петру Белавскому и в настоящее время пребывает в Покровской церкви в Мариенбурге. Находившийся в храме иконостас был разобран и, судя по всему, уничтожен. Останки погребенного за алтарем храма председателя строительной комиссии храма Алексея Алексеева были перезахоронены на новом Таицком кладбище (до настоящего времени его могила не сохранилась). На целых два года в храме воцарилась мерзость запустения…

В августе 1941 года безбожная советская власть на время отступила - в Тайцы вошли немецкие части. Местные жители тут же обратились к командованию с просьбой открыть свой любимый храм и разрешить совершение в нем богослужений. Немецкое командование не только откликнулось на их просьбу, но и помогло привести храм в более-менее подобающий ему вид.

После войны храм был закрыт. Так белокаменная церковь-красавица вновь, почти на полвека, была предана мерзости запустения.

Лишь к 1990 году благодаря энтузиазму местных жителей, в сердцах которых все эти годы теплилась надежда, полуразрушенный и оскверненный храм (подвал которого был затоплен водой) был возвращен его законному владельцу - Русской Православной Церкви, и с января 1991 года в нем возобновились богослужения. 

Церковь св. благоверного князя Александра Невского

Построенный в 1790-1794 годах по проекту замечательного русского архитектора Ивана Егоровича Старова, этот храм вплоть до начала XX века оставался единственным православным храмом как для жителей села Александровское, так и для жителей соседних деревень Таицкой мызы, лежавшей в его приходе.

До нас не дошли сведения о том, каким был первоначальный облик этого храма, построенного приверженцем русского классицизма, ибо свой довоенный вид он приобрел после перестройки в 1901-1906 годах архитектором Александром Александровичем Степановым. К сожалению, старинных фотографий этого храма до настоящего времени обнаружить не удалось, сохранился лишь единственный рисунок, выполненный в 1941 году, довольно произвольный, но, тем не менее отражающий его тогдашний архитектурный облик. По рисунку мы видим, что колокольня церкви имела высокие и узкие бойницы и была увенчана шатровым куполом, а на самом храме боковые главки находились не по его углам, как это обычно бывало, а были расположены фронтально по отношению к колокольне.

Внутри храма находился высокий деревянный трехъярусный иконостас белого цвета, увенчанный полукруглой иконой Тайной Вечери, пилоны и своды храма, по словам старожилов, были украшены росписью и орнаментом. Около десятка находившихся в церкви образов были украшены серебряными ризами. Наиболее заметными из них были иконы св. блгв. князя Александра Невского, Казанской иконы Божией Матери, святых Петра и Евлампия, а также двухсторонний образ с изображениями Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», свт. Григория Богослова и св. муч. Парамона, украшенный массивной 2,5-фунтовой серебряной ризой.

Небольшое сельское кладбище находилось всего в сотне метров от храма, однако некоторые захоронения располагались прямо у его стен (некоторые из которых сохранились и до сего дня), в основном это были могилы священнослужителей или же лиц, в разное время являвшихся благотворителями и благоустроителями Божия храма.

На протяжении целых пяти лет его настоятелем являлся протоиерей Димитрий Шишов, которого в 1889 году сменил молодой священник Иоанн Петрович Белавский (1853-1927), в том же году женившийся на дочери о. Димитрия Екатерине. При нем в селе создается церковно-приходская школа, в которой он становится законоучителем. 

О любви жителей села к своему храму и его святыням свидетельствует тот факт, что летом 1922 года во время кампании по изъятию церковных ценностей прихожане собрали в качестве выкупа за оставленные в храме драгоценные ризы 19 фунтов 40 золотников (7,7 кг) серебра, которое и было передано советским властям…

Вплоть до своей кончины в 1927 году настоятелем Александро-Невской церкви остается протоиерей Иоанн Белавский, погребенный рядом со своим предшественником у стен храма. С этого года и до своего ареста в апреле 1931 года в церкви служит иеромонах Ново-Афонского подворья в С.-Петербурге Никострат (Лаврешов) - строгий иосифлянин, живший прямо в храме, под колокольней. В октябре 1931 года, по делу ИПЦ, он был приговорен к трем годам концлагерей и бесследно исчез во чреве сталинского ГУЛАГа.

Церковь была закрыта в период 1932-1933 годов. Во время закрытия ее староста Иоанн Марков оказал властям сопротивление, после чего с ним случился инфаркт, и он вскоре скончался. Приспособить под что-либо церковь, судя по всему, власти так и не смогли, поскольку вплоть до начала войны сохранялся иконостас, а купола по-прежнему оставались увенчаны крестами. Так же до войны на пригорке перед входом на кладбище еще сохранялась деревянная часовня-покойницкая.

В августе 1941 года Тайцы оказались заняты немецкими частями, однако по просьбе местных жителей немецкое командование открыло лишь Алексиевскую церковь, в которую из Александро-Невской были перенесены сохранившиеся иконостас и церковная утварь. Объяснялось это тем, что Алексиевская церковь могла вмещать гораздо больше прихожан, и тем, что на все вновь открытые храмы просто не хватало священников.

Воспроизведенный здесь рисунок Александро-Невской церкви был сделан в 1941 году немецким военным художником Юргеном Бугсгевденом (убитым в том же году партизанами), часть которого была расквартирована в Тайцах. Этот и другие, чудом сохранившиеся рисунки, выполненные Ю. Букгевденом, в настоящее время находятся в частной коллекции.

Сохранившиеся в годы войны колокольня храма и купола были разобраны уже после ее окончания. Внутри церкви был устроен склад горюче-смазочных материалов, который в 1950-е годы сгорел, полностью уничтожив все сохранявшиеся к тому времени в ней росписи…

К настоящему времени вход в храм с западной стороны заколочен досками, а внутри его царит мерзость запустения. Общины, которая бы взяла на себя труд по восстановлению этого исторического памятника, до сих пор, увы, так и нет, лишь с середины 1990-х годов в дни престольного праздника в его стенах совершаются молебны…


Использованные материалы:

М.Ю. Мещанинов. Таицкие храмы. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 30-31, с.156-172. 2003

Вернуться на страничку храмов Ленинградской области


 

(с) 2005 Воскресная школа Воскресенского Новодевичьего монастыря, фотографии - Е. Гусев


Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100
eXTReMe Tracker

Сайт создан в системе uCoz