|
Храм
святых апостолов Петра и Павла. До
времени построения храма святых
первоверховных апостолов Петра и
Павла в Сиверкой
не было своей приходской церкви.
Немногочисленные местные жители
деревень Старая и Новая Сиверская, а
также приезжавшие сюда в дачный сезон
на отдых петербуржцы, ради участия в
богослужении, проделывали немалый
путь, добираясь до ближайших храмов в
селах Рождествено, Орлино и Суйда. И
хотя идея построения своей церкви
существовала еще со времени
прохождения в 1857 году через эти
места Варшавской железной дороги,
воплотить задуманное не удавалось из-за
недостатка денег и отсутствия
подходящего земельного участка.
В
1887 году местный дачевладелец,
статский советник и известный в округе
врач Василий Тимофеевич Никитин
пожертвовал для строительства
Сиверского храма часть своих земельных
владений и некоторую сумму денег. Его
благое и деятельное намерение
поддержали владелец имения «Сиверская»
барон В.Б. Фредерикс, хозяева дач П.Н.
Зиновьев, Д.Н. Бородин, П.А. Максимов, Н.А.
Юдин, Е.Е Трофимова, начальник станции
Сиверская А.А. Дрессен, священник
Рождественской церкви о. Евгений
Дубравицкий, поэт А.Н. Майков и другие
частные благотворители. Когда деньги
были собраны, в ответ на прошение
попечителей последовало Высочайшее
разрешение на строительство храма, а
затем и соответствующее распоряжение
С.-Петербургской Духовной консистории.
В нем, в частности, указывалось: «1)
Испрашиваемая к построению церковь
имеет быть приписана к Рождественской
церкви. 2) Богослужения в ней в будние
дни, по случаю каких-либо семейных
событий будет производить причт
Рождественской церкви, изъявивший на
то согласие, а в праздничные дни, для
отправления богослужения строителей
будут приглашаться духовные лица из
столичных церквей или временно проживающие
священники учебных заведений,
пользующиеся каникулами». Следующим
этапом на пути к созданию Сиверской
приходской церкви явилось
состоявшееся в 1888 году общее собрание
местных жителей и дачников. На нем был
избран церковный строительный
комитет во главе с председателем В.Б.
Фредериксом и ктитором В.Т. Никитиным.
В состав этого комитета также вошли Д.И. Бородин,
А.А. Дрессен, П.Н. Зиновьев, П.А.
Максимов, Н.А. Юдин, В.П. Климов, А.С.
Релников и о. Евгений Дубравицкий.
Стараниями членов комитета было
организовано строительство, и
возводимый по проекту архитектора
Михаила Семеновича Самсонова прекрасный
деревянный, на гранитном фундаменте,
храм воздвигнули в самое короткое
время.
Освящение
храма состоялось 25 июня 1869 г. главным
священником армии и флота протоиереем
Александром Желобовским.
Состоявшийся обряд утвердил
посвящение храма святым
первоверховным апостолам Петру и
Павлу, а также памяти спасения
императорской семьи во время крушения
поезда 17 октября 1887 г. В этот день
протоиерею Александру сослужили
четырнадцать священников-клириков С.-Петербургской
епархии. Мелодично и торжественно пел
хор лейб-гвардии конного полка, священником
которого (иереем Тубасовым) была
произнесена поздравительная речь. Сам
же предстоятель по окончании
богослужения обратился ко всем
присутствующим с проповедью.
Великой
радости прихожан вторила даже стихия:
на день освящения стояла чудесная
погода. Не вместившиеся в храм люди
могли созерцать красоту сего творения
наиболее совершенной -
выкристаллизованной в ярких лучах
сияющего солнца.
По
окончании церковного торжества
духовенство и почетные гости
отправились в имение доктора Никитина
разделить трапезу. Здесь была
раскинута огромная палатка, внутри которой
стояли накрытые столы с праздничными
яствами. Когда все собрались и
помолясь, приступили к обеду, встал
барон Фредерикс и произнес тост за
здоровье Государя императора и всего
царствующего дома. В ответ грянуло
троекратное "ура". Молодые
музыканты исполнили на духовых
инструментах народный гимн. Второй
тост - за здоровье митрополита был
сказан протоиереем А. Желобовским. И
те же исполнители, утром певшие на
клиросе, сыграли марши и увертюры.
Надо отметить, что приглашение их на
праздник для всех было большим
сюрпризом. Его преподнес необычайно
сочувственно отнесшийся к идее
строительства храма лютеранин барон
Фредерикс. Этот человек одни из первых
сделал пожертвование на Сиверскую
церковь, притом довольно значительное
— тысячу рублей.
В
1890 г. поэт А.Н. Майков, и ранее не
жалевший средств на просветительскую
деятельность в Сиверской, совместно с
доктором Никитиным и другими
прихожанами решил организовать при
церкви народную школу. Для этой цели В.Т.
Никитин пожертвовал один из своих
одноэтажных дачных особняков, который
был расположен близ храма. А.Н. Майков
и П.Н. Зиновьев оборудовали помещение
классной мебелью и приобрели учебные
пособия. Дачники и старосиверские
крестьяне добровольно обязались
каждый год собирать для нужд учебного
заведении сумму в 60 рублей.
1
октября 1891 г состоялось открытие и
торжественное освящение школы, его
совершил настоятель церкви
Семеновского полка протоиерей Георгий
Фалютин. В 1892-93 гг. в ней обучалось 23
мальчика и 16 девочек. Ввиду такого
количества учащихся школу решено была
считать министерской. Однако
необходимые для ее существования
деньги реально могли браться только
из карманов ее почетных попечителей и
добровольно делающих взносы дачников
и крестьян.
В
школе велось обучение грамоте,
арифметике, чтению, закону Божьему и
пению. Народные и детские песни
исполнялись под аккомпанемент фисгармонии.
Два раза в неделю учителями
проводились внеклассные чтения и
демонстрации при помощи "волшебного
фонаря" - познавательных для детей
картинок. По воскресеньям и
праздничным дням в школе проводились
чтения для крестьян. Видимо, в том
числе и по этой причине желание
местных жителей отдать своих детей на
обучение было очень велико. Так,
некоторые из родителей, опоздав
привести малышей в сроки приема,
предлагали принести собственные
столы и стулья, лишь бы не упустить
возможности дать потомству начальное
образование.
С
радостью замечая постоянное увеличение
количества желающих учиться, А. Майков
поставил в 1891 г. вопрос о
необходимости приобретения нового,
более просторного и удобного для
обучения детей, здания.
В
это время в Петербурге печаталось 6-е
издание сочинений замечательного
поэта, и первую тысячу рублей,
полученную от издателя, он пожертвовал на
приобретение школьного здания. Его
примеру последовали и другие
жертвователи. Спусти некоторое время,
по инициативе Майкова в Сиверской
был устроен большой музыкально-литературный
праздник, который дал солидный сбор.
Вскоре за 4000 рублей у В.Т. Никитина
купили новый двухэтажный дом со всеми
надворными постройками, расположенный
рядом с Петропавловским храмом. После
перевода школы в новое здание, она
достигла особого процветания и
обратила на себя внимание столичного
начальства. Министерство народного
просвещения назначило этому учебному
заведению ежемесячную субсидию в 226
рублей. Помимо того, из пожертвований
составился школьный капитал в 7000
рублей. В этих условиях
образовательный процесс начал
развиваться еще более активно,
включай в себя большое количество
учеников. Так, к 1900 году их число
возросло до 75 человек, а школьный
капитал составил к 1910 г. 11000 рублей. В
то время программой обучения уделялось
большое внимание церковному пению.
Навыки в его овладении применялись
детьми во время богослужений. Их
учителем был замечательный педагог Н.Н.
Успенский.
Имя
Аполлона Николаевича Майкова
связывается в благодарной памяти
потомков с еще одним добрым делом. В 1896
году этот подлинно христианской души
человек начал сбор пожертвований на
создание в Сиверской своей библиотеки,
перечислив на это дело тысячу рублей.
Осуществилось же новое благое
начинание поэта уже после его кончины.
Петропавловская
церковь долгое время не имела своего
приходного священника, и службы
совершались отдыхавшим на дачах
петербургским духовенством. О наличии
храмового клира известно лишь из
отчета метрических сведений за 1909 год.
Из документа явствует, что в это время
в Петропавловской церкви священникам
служил о. Леонид Дьяконов, а дьяконом -
Иоанн Бенескриптов. Церковным
старостой состоял сиверский житель С.Н.
Никитин. Имеются сведения, что в
престольные праздники в Сиверской
церкви служил епископ Вениамин,
будущий Петербургский митрополит,
ныне прославленный как новомученик.
В
новейшей истории прихода особого
внимания заслуживает личность
послевоенного настоятеля
Петропавловской церкви, протоиерея
Григория Потемкина. Он прослужил в
этом святом храме недолго (с 1949 по 1952
год), однако оставил о себе память,
произведя послевоенный ремонт
церковного здания.
С
1952 по 1978 гг. в храме настоятельствовал
протоиерей Валериан Дыргинт. Он
известен тем, что собрал громадную
библиотеку, не сохранившуюся, к
сожалению, до нашего времени. О.
Валериан прошел очень трудный
жизненный путь, подвергался репрессиям,
впоследствии, как настоятель, испытал
все тяготы хрущевского гонения.
Известно, что к нему не раз приезжал в
гости почитаемый в Русской
Православной Церкви старец
иеросхимонах Сампсон (Сиверс).
С 1979 по 1983 гг. в Петропавловском
храме служил протоиерей Иоанн Миронов
(ныне настоятель храма иконы Божией
Матери «Неупиваемая чаша» в Санкт-Петербурге).
С
декабря 1984 г. и по настоящее время
настоятелем храма святых
первоверховных апостолов Петра и
Павла является кандидат богословия,
священник Сергий Ломакин. О. Сергий
ведет большую церковно-просветительскую
работу. Он регулярно проводит с
прихожанами внебогослужебные беседы,
несет слово Божие в школы и детские
приюты.
В
Сиверской церкви особо чтится икона
Божией Матери, именуемая «Троеручица»
(праздник в ее честь отмечается 25 июля).
Да и сам святой храм, намоленный
поколениями православных жителей
поселка, является местным светочем
духовного мира и небесной гармонии.
Поэтому его освящающее человеческую
душу воздействие сохраняется и в наше
нелегкое время и, при поддержке
благочестивых православных христиан,
останется в веках.
Церковь
во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1885 году общество вспоможения
бедным при Покровской церкви Санкт-Петербурга
у сиверских крестьян купило большой
участок земли, поросший елями и
соснами для устройства здесь детского
приюта, а при нем домовой церкви во имя
Тихвинской иконы Божьей матери. За
короткий срок были построены
прекрасный большой двухэтажный
деревянный дом, служебные и
хозяйственные постройка. Приют
работал с ранней весны до поздней
осени, а его школу посещала местные
ребята с дачного района 9 июля 1897 года
при детском приюте была торжественно
освящена домовая церковь. Это был
второй храм, построенный в Сиверсной,
после летней церкви апостолов Петра и
Павла. Однако доступ в новый храм был
строго ограничен. С 1910-х годов
Тихвинская церковь стала
общедоступной. Прекрасный, светлый
домашним храм, построенный по проекту
архитектора Кондратьева, был одной из
жемчужин старой Сиверской. Церковь
Тихвинской иконы Божией Матери
продолжала существовать и после
закрытия детского приюта в 1918 году.
Это один из немногих храмов,
действующих со дня своего основания и
единственный в Сиверской
незакрывавшийся даже на короткий срок.
Тихвинская церковь работала и в годы
фашистской оккупации. После закрытия
Троицкой церкви в Дружноселье,
Сиверский храм привял поруганные
иконы, открыв у себя Троицкий предел. В
1960 году по указанию сиверских властей
с церкви был снят большой колокол, а
средние и малые пропилены, чтобы их
благовестные звоны не были далеко
слышны. Сегодня этот храм - подлинный
духовный и культурный центр Сиверской.
Храм
святителя Николая Чудотворца в
Белогорке. Храм
св. Николая был возведен в 1904-1906 годах
по проекту петербургского
архитектора С. И Овсянникова.
Никольский
храм находился на территории усадьбы
"Белогорка" и являлся домовым
храмом помещицы Е.А. Фоминой. Большой
вклад в строительство храма внес
известный петербургский купец и
меценат А.Г. Елисеев.
С
1910 года храм был передан
православному приходу Белогорской
усадьбы и деревень Ново-Сиверская,
Извара, и Кезево. Престольным
праздником храма является день
Святителя Николая Чудотворца -19
декабря.
Первым
и единственным настоятелем
Никольского храма был священник Иоанн
Сажин, а первым диаконом - Владимир
Дубовицкий. Некоторое время в храме
служили священник Николай Смирнов и
псаломщик Иоанн Ледоницкий. Церковным
старостой был избран крестьянин
деревни Ново-Сиверская Федор Васильев.
Рядом с храмом был построен
деревянный двухэтажный дом
священника и основано Белогорское
двухклассное народное училище. Приход
Никольского храма был небольшим. В "Метрической
книге" за 1909 год сообщается, что в
храме зарегистрировано: "новорожденных
89 человек, бракосочетавшихся 22 пары,
умерших 27 человек...".
В
Никольском храме находились: ценные
иконы, священные сосуды, книги.
Некоторые из них были подарены
прихожанами. Храм украшали 12 больших и
малых колоколов.
В
храме велись Богослужения до 1936 года.
Затем храм был закрыт и использован
под сельскохозяйственный склад. В том
же году настоятель храма священник
Иоанн Сажин был арестован и выслан в
один из северных лагерей. О дальнейшей
судьбе его ничего не известно. Диакон
Владимир Дубовицкий, в начале 30-х
годов перешел на служение в Николо-Богоявленский
собор г. Ленинграда. Позднее, в годы
блокады, он внес большой вклад в дело
обороны города и в 1943 году был
награжден медалью "За оборону
Ленинграда". В сане протоиерея, он
стал одним из ближайших сподвижников
митрополита Алексия. Могила о.
Владимира Дубовицкого находится на
Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
Перед
Великой Отечественной войной с храма
были сброшены все колокола, и
уничтожено убранство храма. Некоторые
ценные иконы были увезены в Ленинград
и переданы в действующие храмы.
В
послевоенное время, в 1966 году,
решением местной партийной
организации храм был реконструирован
под Белогорский дом культуры. Были
сброшены купола и разрушена храмовая
колокольня, а так же проведена полная
реконструкция внутреннего помещения
храма.
В
1993 году храм был передан
православному приходу пос. Белогорка.
С 1993 года по настоящий день, храм
восстанавливается силами прихода.
|