Храм Шестоковской иконы Божией Матери

 

В одном из старинных районов Санкт-Петербурга – на Песках, недалеко от Александро-Невской Лавры, на углу Старорусской и Кирилловской улиц стоит церковь Шестоковской Божией Матери. Яркий, незабываемый облик этого храма, возведенного архитектором Н.Н. Никоновым в «русском стиле», притягивает взор. На фоне однообразных, уныло-будничных жилых построек храм воспринимается сказочным видением Древней Руси, возникшем в строго деловом имперском Петербурге. Чему же был посвящен этот храм, сохранившийся и дошедший до нас в заметно измененных формах? Какие древнерусские святыни хранил он, став привлекательным и значимым для жителей столицы Российской империи?

Память о трагическом эпизоде отечественной истории была истоком творческого замысла многих людей, потрудившихся над созданием этого храма. Она и сейчас возвращает нас в далекое прошлое.

На исконно русских землях, некогда принадлежавших Господину Великому Новгороду, вблизи старинного погоста Божонки на крутом берегу реки Сити 12 марта 1238 года произошло кровопролитное сражение русских полков с огромным передовым отрядом татаро-монгольских завоевателей. Возглавляемые святыми князьями Георгием (Юрием) Всеволодовичем и Василием (Василько) Ростовским в жесточайшей сече полегли русские воины, обагрив кровью талый снег.

Горькая память о Ситской битве, поражение в которой положило начало многовековому ордынскому игу, трепетно хранилась народом. После сражения на Божонском погосте была заново срублена сгоревшая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Невдалеке от нее был насыпан огромный курган, ставший братской могилой для убиенных воинов. На вершине холма, по старорусскому православному обычаю, был водружен крест.

В нескольких верстах от Божонки располагается старинное село Шелтомеж, в самом названии которого – «шел до межи» - как полагают историки-краеведы, заключено указание на остановку татаро-монгольских войск у некоей естественной преграды. Здесь в 1887 году была создана женская община, вскоре, в 1906 году, преобразованная в Вознесенский киновиальный (общежительный) монастырь. Главной святыней этой обители была чудотворная икона Божией Матери Шестоковской. По преданию, она была обретена 6 марта 1770 года в Москве у секунд-майора Николая Дмитриевича Скрипицына. Однажды блаженная девица, проживавшая в его гостеприимном доме, видела во сне, что в печной трубе лежит некий лучезарный свиток. Спустя некоторое время оттуда на шесток холста выпал сверток холста (отсюда и название иконы «Шестоковская»). Развернув его, домашние увидели дивное изображение Богоматери с младенцем. Принятая в доме как драгоценный дар, эта фамильная икона после смерти ее владетеля была передана в церковь села Шелтомеж Кашинского уезда Тверской губернии (родовое имение Скрипицыных). Отсюда и второе название Шестоковской иконы – Шелтомежская.

По молитвам верующих этот образ стал являть чудеса исцеления. Икону поместили в величественный Вознесенский собор (в настоящее время от него сохранились лишь небольшие фрагменты) Шелтомежского женского монастыря. В стенах обители находились училище для детей окрестных деревень и богадельня для престарелых. Игуменья вместе со ста семьюдесятью шестью сестрами и духовником обители читали акафист перед чудотворной иконой, украсили ее драгоценной ризою и в день прославления образа – 6 марта (19 марта по новому стилю) – выносили Богоматерь Шестоковскую из храма и совершали крестный ход в соседнее село Божонку. На праздник стекалось множество народа с окрестных деревень и сел. Чествование Шестоковской иконы Божией матери постепенно превратилось из местночтимого почитания в общецерковное.

В Шестоковской иконе, выполненной в барочной манере живописи, характерной для конца XVIII века, атрибуты державности (короны-венцы, держава и скипетр) подчеркивают статус Богородицы как Царицы Небесной и Богомладенца Христа как Царя царствующих. В этом лучезарном, гармонично-уравновешенном и намоленном образе выражена идея мистического покрова над Россией.

Из далекой провинции перенесемся к петербургским святыням. Для благоустроения церковной жизни и духовной культуры нашего города много потрудился святой праведный Иоанн Кронштадский, духовный покровитель Санкт-Петербурга и молитвенник перед Богом за всю русскую землю. До революционных потрясений 1917 года в Петербурге было 46 монастырских подворий, представлявших не только знаменитые, но и малоизвестные обители. Восемь из них были построены по благословению и при непосредственном участии отца Иоанна. Каждое обладало ярким, запоминающимся архитектурным обликом, выполненным выдающимися церковными зодчими, как правило, в «русском стиле». Мастера сумели превратить комплексы монастырских подворий в архитектурные доминанты районов Петербурга. Но неизмеримо важнее было то, что эти подворья стали духовными центрами приходской жизни, над которыми почивала особая благодать батюшки Иоанна.

Малоизвестные провинциальные монастыри бережно хранили историческую память народа, его церковные святыни, о которых в столице Империи знали лишь понаслышке. Таковой была и судьба Вознесенской Шелтомежской женской обители до тех пор, пока отец Иоанн не основал в Санкт-Петербурге подворье этого монастыря. Автором проекта был известный епархиальный архитектор Н.Н. Никонов. Он решил построить церковь в «русском стиле», взяв за образец шатрово-купольные храмы Москвы и Ярославля XV-XVII столетий.

13 февраля 1900 года епископ Нарвский Никон в сослужении батюшки Иоанна освятил главный престол. Начались службы. На молебны перед иконой Шестоковской Богоматери, находившейся в местном чине резного иконостаса, стекалось множество народа.

Храм пережил революционное лихолетье и был закрыт лишь в 1932 году. Его архитектурный облик заметно изменился: барабанные основания вместе с куполами были снесены, а оставшееся здание передали проектному учреждению.

Как часто, в «застойные восьмидесятые», проходя мимо тогда еще закрытой для богослужения Шестоковской церкви, думалось: «Когда же откроются двери храма и в нем зазвучат слова молитвы?» И вот, по воле Божьей и усердием людей, в декабре 1992 года святыня была возвращена верующим. С марта 1993 года начались реставрационные работы, продолжавшиеся почти десять лет и ныне завершенные. Церковь восстановлена и вновь освящена в 2002 году митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Храм обрел свой современный статус: Московский патриархат, Санкт-Петербургская епархия, церковь Шестоковской иконы Божией Матери. Большинство прихожан – православные грузины, поэтому чтение богослужебных текстов и пение совершаются на грузинском и церковнославянском языках.

Внешний облик храма воссоздан почти идентично первоначальному, только над его крытыми медью куполами установлены не восьми, а четырехконечные вызолоченные кресты. В притворе, на левой стене, помещена памятная беломраморная доска с одиннадцатью именами строителей, благотворителей и благоустроителей храма сего и упоминанием землячества «Иверия» и прихожан, общими усилиями которых и трудом русских мастеров: каменщиков, плотников, штукатуров, резчиков и иконописцев – с 1992 по 2000 годы был выполнен основной объем реставрационных работ. Рядом с этой памятной доской располагается икона св. великомученика Георгия Победоносца. Напротив ее – икона св. Нино (Нины), просветительницы Грузии. Обе современные иконы выполнены горельефом по металлу, тонированному под бронзу.

В средней части храма – наосе – на стенах и в киотах размещены иконы XIX века и современные, созданные русскими и грузинскими иконописцами. Среди них привлекают внимание образы почитаемых Русской Православной Церковью святых Або Тбилисского, покровителя Грузии, Давида Грузинского, царицы Тамары, вмц. Шушаники Ранской, выполненных с учетом грузинской иконописи. В левой части наоса расположено выразительное резное Распятие, справа от него – в великолепном киоте хранится икона св. вмч. Пантелеймона, мастерски прописанная современными русскими иконописцами. Пожалуй, это самый впечатляющий образ, приковывающий взор гармонией высокого духовного содержания иконы и оттеняющий его изысканной художественной формой киота. Златофонная икона обрамлена изумительно тонкой, «певучей» резьбой, изображающей древнехристианские символы: вверху симметрично расположены грациозные сине-зеленые павлины, держащие в клювах крест; по бокам – словно струятся ветви виноградной лозы с напоенными солнцем гроздьями; внизу, под иконой, олени склоняют гордые головы кресту.

Все иконы именованы в соответствии с церковными канонами: надписи сделаны на греческом, церковно-славянском и грузинском языках. Рядом с ними располагаются тексты молитв святым на церковнославянском (в русской транслитерации) и грузинском языках.

Иконостас, отделяющий наос от алтаря и восстановленный в почти первоначальном виде, венчает резной крест старогрузинской графики. В местном чине полнофигурные образы Христа и Богородицы, Архангелов и святых написаны ярко, сочно, с некоторой долей стилизации под живописную манеру грузинских художников-примитивистов прошлого века, что придает иконам особый колорит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные материалы:

В. Лебедев. Возрожденный храм. Православный летописец Санкт-Петербурга. №13, 2003, с. 66-71.

 

Вернуться на страничку: Храмы Санкт-Петербурга.


 

(с) 2005 Воскресная школа Воскресенского Новодевичьего монастыря, фотографии - Анна


Rambler's Top100

Сайт создан в системе uCoz