Храмы Боровичей и Боровичского района Новгородской области. 

Деревня Пирос. Чтобы поднять уровень воды для прохода судов через пороги, открывались плотины (бейшлоты) трех водохранилищ на притоках Мсты. Одним из таких водохранилищ являлось озеро Пирос, связанное с рекой Мстой рекой Березайка. 

Храм святых апостолов Петра и Павла. 

В селе Пирос на берегу красивейшего в Боровичском уезде озера Пирос на средства помещика Ивана Гордеева на месте древней деревянной церкви в 1757 году построили каменную. По преданию, на этом месте ранее было языческое капище. Освятили храм в 1760 году, во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, покровителей рыбаков. Кроме главного придела, освятили еще два придела: во имя святителя Николая чудотворца и преподобного Нила Столобенского. Величественный храм был виден с отдаленных берегов озера. Здание храма капитально отремонтировали и расписали в академическом стиле на средства помещика Дмитрия Казина.

 О сроках ловли определенного вида рыбы сообщали колокола Петропавловского храма особым звоном на всю округу. Рыбы в озере было много. Торговцы пудами закупали у здешних рыбаков лещей, налимов, судаков, язей и окуней и с немалой выгодой для себя перепродавали. Зимой судаков возили возами, складывая их «поленницами», как дрова.

 С храмом Петра и Павла связано имя подвижника русского благочестия отца Пахомия Валдайского. В нем часто молилась Мария Солопова, будущая великая подвижница Русской Православной Церкви игумения Таисия (1842-1915).

 Мученически закончили жизнь последние священнослужители этого храма. Отца Дмитрия Миролюбова в 1930 году арестовали и отправили в лагерь. В 1937 году расстреляли Н.М. Майорова (1884 г.р.) – монаха, проживавшего при церкви. В 1938 году расстреляли и диакона Т.Ф. Белякова (1886 г.р.). К Петропавловскому храму было приписано 7 часовен.

 В 1940 году храм апп. Петра и Павла закрыли, а в годы Великой Отечественной войны его здание частично разрушили военные стоявшей здесь танковой части. Разрушение храма продолжили местные жители, которые разбирали его стены на кирпич для ремонта печей и других нужд.

 В 1996 году в деревне Пирос была создана православная община. Начались работы по спасению святыни, но, к сожалению, вскоре прекратились. Один их уроженцев этих мест, А.В. Пронин, ныне живущий в Москве, не смог более смотреть, как на глазах разрушается святыня, и взялся за восстановление храма.

 К храму, как к месту, связанному с именем игумении Таисии, приезжают паломники. Здесь, вблизи алтарной части храма, находится поклонный крест у места, где предполагается, похоронены ее родители.

Город Боровичи. Свято-Духов Иаковлев Боровичский монастырь на берегу реки Мсты. Кто был основателем сего монастыря и какая была первоначальная судьба его, сие не известно: потому что письменные памятники, из которых можно было бы заимствовать достоверные сведения о первоначальном его существовании, истреблены пожаром 1732 года. Достоверно только то, что он принадлежал к числу древних Российских монастырей, получивших начало свое в первой половине XIV века, вероятно, в царствование Великого князя Московского Иоанна Даниловича Калиты. Прославился Свято-Духов монастырь, когда в него были перенесены нетленные мощи св. Иакова, открыто почивавшие в нем 109 лет и собиравшие паломников со всей России. В 1654 году Патриарх Никон, основав Иверский монастырь на Валдае - "Русский Афон", повелел перенести в новую обитель боровичскую святыню. Свято-Духов монастырь, в котором была оставлена частица мощей св. Иакова, был приписан к Иверскому-Валдайскому. Церковь иконы Божией Матери "Умиление" была построена в 1881 году на месте обретения мощей святого праведного Иакова Боровичского. В подвальной части церкви - святой источник, который открылся в момент обретения мощей святого праведного Иакова. На фотографии запечатлен молебен святому праведному Иакову, совершенный 29 апреля 2003 года, в день обретения мощей.

 

В храме Сошествия Святого Духа.

     

Икона святого праведного Иакова Боровичского, помещенная в храме Сошествия Святаго Духа над ракой с частицей мощей святого (слева) и - из иконостаса храма (в центре и справа).

 

А.П. Полевиков. Не дай лампаде погаснуть. 

Историко-краеведческий очерк. Боровичи. 2002, 236 с.


Здесь помещены отдельные главы замечательной книги А.П. Полевикова о святынях Боровичского района. Все права принадлежат автору. Просьба ссылаться.

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ БОРОВИЧСКОГО РАЙОНА

 

ГЛАВА 1

Вокруг порогов

 

Просвещенная с давних времен христианством, Боровичская земля имела множество храмов, в основном построенных по берегам рек и озер, которые в Древней Руси использовались как основные пути сообщений. По реке Мсте и другим рекам и озерам проходил один из древнейших водных путей «из варяг в арабы». Он соединял Балтийское море с Каспийским. Мста - река порожистая, сложная для судоходства. Мстинские пороги сыграли свою особую роль в истории Боровичской земли.

Волок (перетаскивание) судов, следующих вверх по Мсте, осуществлялся по большому обходному пути, включающему в себя сухопутные и водные участки. Волок по суше до озера Пелено проходил через села Кострицы, Теребня, Нальцы, Старухино, Белавино. Далее - по рекам и озерам современного Боровичского (села Осиновец, Кончанское, Сопины, Любони), Хвойнинского и Мошенского районов. Суда вновь выходили в реку Мету выше порогов, проплыв по притоку Мсты - Увери - мимо села Болонье и деревни Перелучи.

с. Волок  

На протяжении столетий это был значительный торговый центр на р. Мсте, который назывался Волок Держков. Издревле здесь находился скит и Никольский мужской монастырь. По названию этого монастыря, погост Волоко-Держковский получил свое второе название - Никольский. Когда монастырь перестал существовать, точных сведений нет. Вполне возможно, что это произошло еще в XVI веке.

На месте монастырских храмов построили каменный храм во имя Иоанна Предтечи с приделами Покрова Пресвятой Богородицы, прп. Антония Римлянина и еще три храма: Троицкий, Преображенский, Никольский.

Позже на месте этих церквей, разобранных по ветхости, построили новые храмы.

Покровский храм  

В 1812 г. на месте Иоанновского храма возвели каменный с колокольней храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он имел три придела: главный - Покровский, с правой стороны - в честь Рождества Иоанна Предтечи, а с левой - во имя прп. Антония Римлянина, Новго­родского чудотворца. Придел освятили в 1883 г. в память о том, что Никольский монастырь некоторое время был приписан к Новгородскому Антониеву монастырю, который основал прп. Антоний Римлянин.

Покровский храм украшал крупный купол с главкой и крестом на яблоке. В резном больших размеров иконостасе находились  древние иконы.

Благовещенский храм

В 1825 г. около Покровской церкви построили еще одну каменную теплую зимнюю церковь, которую освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Классический архитектурный стиль церкви дополняла изящная главка с крестом на яблоке. В храме установили небольшой, прекрасно выполненный в академическом стиле, иконостас.

Архитектурный ансамбль храмов завершало красивое с железными решетками ограждение.

К этим храмам были приписаны 14 деревянных часовен и одна каменная, а также Георгиевский храм в усадьбе Ждани, находящейся около с. Волгино.

Никольский храм      

За ручьем на Волоко-Держковском рядке на месте старинного деревянного храма в 1799 г. возвели каменный трехпрестольный соборный храм. Главный придел его освятили во имя свт. Николая Чудотворца, правый - в честь Воскресения Христова, левый - в честь Вознесения Господня. По своей архитектуре Никольский храм - круглой формы, увенчанный широким куполом с главкой и металлическим крестом, был очень красив. Не менее привлекательна была и внутренняя отделка храма, о чем свидетельствуют рассказы очевидцев и части его иконостасов, сохранившиеся до настоящего времени. Купол и крест старинного храма, напоминающий шлем воина, до сих пор возвышаются над селом.

В Никольском храме длительное время находилась чудотворная икона вмц. Параскевы Пятницы, известной на Новгородчине под названием «Пятница в головах».

Название иконы связано с местом ее явления. Это произошло у истока реки Серебрянки, который носит название «Голова». Речка сильными потоками вытекает из холма, напоминающего голову великана.

Чудотворную икону обрели в небольшом роднике около истока реки Серебрянки и отнесли в Никольский храм. Но она чудесным образом исчезла и вновь оказалась на том же источнике. Святую икону с усердной молитвой вновь вернули в храм с намерением построить для нее часовню. Когда же начались строительные работы, то икона опять исчезла из храма. В третий раз ее обнаружили на том же источнике. А рядом с ней нашли стружку. И тогда поняли жители с. Волок, что часовню необходимо строить на месте явления иконы, что и было сделано. Об истории этого святого места будет рассказано ниже.

Богоявленский храм

Недалеко от летнего холодного Никольского храма находилась зимняя деревянная с колокольней церковь, освященная в 1762 г. в честь Крещения Иисуса Христа или Богоявления.

Никольский и Богоявленский храмы обнесли каменной с железными решетками оградой, рядом с которой находилось деревянное здание церковно-приходской школы. К церквам приписали девять часовен.

В 1941 г. храмы с. Волок закрыли. Здание Никольского храма использовали под склад, здания Богоявленской церкви разобрали и увезли из Волока. Здание Покровской и Благовещенской церквей до сих пор используют под мастерскую для ремонта сельхозтехники...

В 1997 г. в с. Волок возникла православная община, которая взяла на себя заботы по восстановлению старинных святынь села. Поддерживает верующих председатель колхоза А.В. Корленков. При его участии в д. Долгая Лука на месте сгоревшей часовни построили новую деревянную часовню иконы Божией Матери «Тихвинской».

  старинные фотографии храмов любезно предоставил Николай Николаевич Василевский

с. Волгино

По древним преданиям, на берегу реки Мсты недалеко от Волгино на живописном Жданском холме, стоял языческий идол. При крещении жителей Боровичской земли, его сбросили в реку Мсту, а на холме построили в XI в. часовню вмч. Георгия Победоносца, любимого и чтимого  в народе святого.

Существовало боровичское предание, о том, что вмч. Георгий победил и изгнал беса со Жданского холма. Позднее на месте деревянной часовни построили каменную часовню, в которой находилась древняя икона «Чудо Георгия о змие».

Георгиевский храм

Старинная каменная Георгиевская часовня в XIX веке пришла в ветхость, и ее разобрали.

В 1848 г. на ее месте владелец старинной усадьбы Ждани И.В. Аничков построил церковь во имя вмч. Ге­оргия, сохранившую формы древней часовни. Святыней храма являлась старинная икона «Чудо Георгия о змие». Георгиевскую церковь на Жданском холме приписали к церквам села Волок.

В 30-е годы XX в. храм закрыли, а здание его разобрали на кирпич для ремонта Волгинского кожевенного завода.

 

с. Серафимовка

Село возникло рядом с местом явления чудотворной иконы вмц. Параскевы «Пятница в головах».

Чудесное явление этой иконы, которую, как считали верующие, несколько раз приносили на это место шестикрылые Серафимы, дало название возникшему у святого места поселению.

На праздник вмц. Параскевы, который отмечался здесь на Десятую Пятницу после Пасхи, в с. Серафимовка собиралось множество людей. Верующие Крестным хо­дом несли явленную икону вмц. Параскевы из Никольского храма с. Волок к часовне, построенной на месте ее явления.

Вечером в этой часовне совершался водосвятный молебен, после чего принято было пить воду из источника и купаться в реке Серебрянке. В Десятую Пятницу здесь происходили многочисленные исцеления. К источнику и чудотворной иконе начали приходить верующие со всей Новгородской губернии.

Десятопятниикий храм

В 1855 г., по благословению Синода, в Серафимовке на высоком красивом месте недалеко от часовни был воздвигнут большой каменный трехпрестольный с колокольней храм, во имя вмц. Параскевы, получивший название Десятопятницкий. Главный его придел освятили во имя вмц. Параскевы, другие приделы - в честь Успения Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца. Особой святыней храма являлась чудо­творная икона вмц. Параскевы «Пятница в головах», которую перенесли сюда из Волока на постоянное хра­нение.

При церкви действовали школа и 11 приписных часовен, расположенных в окрестных деревнях.

Праздник Десятой Пятницы проходил торже­ственно. Непременно устраивалась ярмарка. Борьба с ре­лигией не обошла и это святое место.

Последний настоятель храма о. Федор Великорайский (1877 г.р.) в 1937 г. был расстрелян. При храме с 20-х годов XX в. жила монахиня Антонина Сергеева (1879 г.р.), ее арестовали в декабре 1937 г. и приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ).

В 1938 г. Десятопятницкий храм закрыли. Его здание долгие годы использовали не по назначению, а потом забросили. Часовню на роднике разрушили. Село опустело. Сегодня сильно разрушенное здание Десятопятницкой церкви ждет возрождения. Верующие приходят на святое место для молитвы и исцеления. Местонахождение      иконы «Пятница в головах» пока неизвестно.

 

c. Кострицы

Село основали рядом с погостом, который упоминался в Новгородских Писцовых книгах еще в 1501 г.

Дмитриевский храм

С древних времен здесь стоял храм во имя защитника христиан вмч. Дмитрия Солунского. В нем молились купцы святому Дмитрию о защите их во время трудного водного пути.

В 1711 г. на месте древнего храма построили новый деревянный храм с тем же престолом.

В 20-е годы XX в. Дмитриевский храм закрыли, здание его разобрали. Вскоре исчезло и небольшое село.

 

с. Теребня

Преображенский храм

С ранних времен в с. Теребня был храм, освященный в честь Преображения Господня. В 1767 г. на месте древнего храма на средства помещика И.Г. Самарина построили новый каменный храм с колокольней в одной связи. Он имел три придела: главный - в честь Преображения Господня, правый - в честь иконы Божией Матери «Тихвинской», левый - во имя вмц. Параскевы. Здание храма украшала настенная роспись. В нем находились чудотворные ико­ны. В Тихвинском приделе находилась одноименная местночтимая икона и список с иконы Божией Матери «Теребенской». Чудеса от иконы «Теребенской» связаны с прохождением судов по водному пути. Прославление ее произошло в 1654 г. в Николаевской Теребенской пустыни, находившейся недалеко от реки Мологи. По преданию, икона была взята в Новгород и помещена в Софийский собор, впоследствии ее утратили. «Теребинская» икона похожа на икону «Знамение» - Новгородское.

При Преображенской церкви действовала церковно-приходская школа, построенная в 1891 г.

В 1937 г. храм закрыли, здание его разрушили. Опустело и старинное село.

с. Нальцы

Село расположено на живописном старом русле реки Мсты. На берегу его в ранние времена воздвигли храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский храм

В 1798 г. на месте древнего деревянного храма возвели новый каменный храм в честь Успения Божией Матери. Много было Успенских храмов и на Боровичской земле.

Этот праздник всегда почитался особо. Прпп. Ан­тоний и Феодосий, основатели Киево-Печерской Лавры, главный храм своей обители посвятили Успению Богородицы. Престольным праздником Новгородского Софийского собора является праздник Успения.

Стройная колокольня дополняла классическую архитектуру Успенского храма с. Нальцы. Деньги на постройку церкви пожертвовали прихожане. Другую их часть собрал по городам и селам русской земли диакон Евтихней Борисов. В с. Нальцы жили трудолюбивые люди, приход был богатый. Вокруг церкви находилось древнее кладбище.

При церкви действовали церковно-приходская школа, построенная в 1891 г, и три часовни в д. Чернаручье, д. Коремера и в д. Толмачева Горушка.

Настоятеля храма о. Гавриила Зайцева (1880 г.р.) в апреле 1938 г. расстреляли. До 1941 г. храм не был закрыт, но священников уже не было. В феврале 1941 г. Боровичский райисполком принял решение о закрытии Успен­ского храма и приспособлении его здания под клуб.

Вскоре началась война, церковное здание стали исполь­зовать под колхозный склад. Сейчас оно пустует и раз­рушается.

 

с. Старухино

Село находилось на живописной возвышенности, окруженной лесами. Два храма, Никольский и Знаменский, удивительно красиво вписывались в холмистый рельеф местности.

Никольский храм

В 1849 г. помещик Н. Водовский построил деревянный храм на месте обветшавшей древней церкви. Его освятили во имя свт. Николая чудотворца. Небольшой храм имел прекрасный иконостас с многочисленными древними иконами.

Знаменский храм

В одной ограде с Никольским храмом находилась каменная теплая с колокольней церковь, построенная в 1866 г. Храм освятили в 1867 г. в честь иконы Божией Матери «Знамение». Икона «Знамение» - первая из русских икон, которая стала источать слезы. Она считается хранительницей Новгорода и Новгородской земли в связи со спасением Новгорода от осады суздальцев в 1169 г.

Около храмов находилось старинное кладбище.

Село Старухино — родина новомученика Российского, епископа Варсонофия (Лебедева). Его духовному становлению способствовали священники этих храмов Михаил Миролюбов и Михаил Соколов.

Последнего настоятеля храмов с. Старухино о. Пав­ла Соколова 10 декабря 1937 г. расстреляли. Храмы закрыли. Село опустело.

В стороне от большой дороги на старинном погосте доживают свой век полуразрушенные здания Знаменской и Никольской церквей - немой укор нашему равнодушию и бездуховности.

Пятницкая часовня

Недалеко от Никольской и Знаменской церквей находилась Пятницкая часовня, построенная на старинном кладбище, на алтаре древнего храма. В часовне хранилась икона вмц. Параскевы древнего письма, почитаемая местными жителями.

Приписные часовни были и в деревнях: Сушилово, Подол, Дудкино, Лыткино, они до настоящего времени не сохранились.

 

д. Белавино

Храм прп. Нила Столобенского

К церквям села Старухино была приписана часовня во имя прп. Нила Столобенского, которая находилась в д. Белавино на берегу озера Пелено. Сохранились сведения, что здесь был древний монастырь. Он находился в ведении Новгородского Антониева монастыря, которому до 1764 г. принадлежала часть д. Белавино и озера Пелено. Часовня в д. Белавино стояла на алтаре разрушенного в Смутное время монастырского храма.

Сохранилось предание о том, что в окрестностях деревни в сопках закопаны монастырские колокола, священные сосуды и другая церковная утварь, сделанная из драгоценных металлов. Эти ценности были скрыты от интервентов в XVII веке.

 

с. Осиновец

На правом берегу реки Кадрицы (Хадрицы), входившей в древний водный путь, в давние времена основали небольшой монастырь. Насельники его усердно молились и соблюдали строгий пост. Питались они в основном овощами, выращенными на монастырском огороде, ягодами и грибами.

Явленная икона свт. Николая чудотворна

В соборе монастыря хранилась древняя святыня Боровичской земли чудотворная икона святителя Николая, которую чудесным образом обрели в реке Кадрице. К этой иконе приходили молиться многочисленные паломники.

 

К тебе с усердьем прибегаю,
Xpucma Святитель, Николай,
И со слезами умоляю:
Храни меня и избавляй.
О, будь же мне руководитель

На жизненном моем пути;

 От злых страстей, святой хранитель.

Обереги и защити.

(«Перед иконой свт. Николая»)

 Около монастыря возникло поселение, получившее название Осиновец. Его жители переняли опыт обработки земли и выращивания овощей у насельников монастыря.

В XVIII в. монастырь упразднили.

Никольский храм

В 1795 г. в память о сильной вере и усердной молитве монахов, на месте древнего монастырского храма жители с. Осиновец и окрестных деревень построили новый каменный, трехпрестольный, с колокольней храм во имя свт. Николая. В нем освятили еще приделы во имя прор. Илии и в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Никольский храм являлся одним из самых красивых и богатых храмов на Боровичской земле. В иконостасе главного придела находилась чудотворная икона свт. Николая.

Церковь имела красивое ограждение и каменную часовню, построенную рядом. У стен храма на старом монастырском кладбище хоронили священников и особо уважаемых людей прихода. В начале XX века в храме служили священники Федор Синявин, Александр Лебединский и диакон Константин Синявин. В 1930 г. Александра Петровича Лебединского (1897 г.р.) арестовали и приговорили к 10 годам ИТЛ. В 1931 г. Федора Платоновича Синявина (1889 г.р.) и его брата Константина Платоновича Синявина (1898 г.р.) арестовали и 25 февраля 1931 г. расстреляли. Их преемниками стали о. Петр Маршев (1881 г.р.) и о. Иван Серебряков (1873 г.р.). В 1937 г. они были расстреляны.

Храм закрыли и разграбили. Иконы выбрасывали из окон и сжигали. Только несколько из них спасли местные жители. Осквернили кладбище около церкви и разрушили часовню на нем. В здании храма разместили льнозавод, который позднее перевели в с. Опеченский Посад. Туда же перевезли и дом священника. А в здании бывшего храма устроили зерносушилку.

В настоящее время заброшенное здание храма, со­хранившее еще красоту, находится в аварийном состоянии. О судьбе чудотворной иконы свт. Николая сведений пока нет.

Преображенская часовня

Второе кладбище с. Осиновец - общее и более молодое - находилось в некотором отдалении от церкви. Оно имело ограждение, сделанное из дикого камня. Здесь была построена Преображенская часовня. После разрушения Никольской церкви и часовни при ней, в этой кладбищенской часовне долгие годы по ночам сельчане видели свет лампады. Самое поразительное, что никто эту лампаду не зажигал.

Ограждение кладбища и часовню разобрали, когда понадобился камень для строительства дороги.

 

с. Кончанское

Это село приобрел генерал В.И. Суворов, отец великого полководца А.В. Суворова в 1764 г. В 1780 году оно вместе с другими деревнями перешло во владения тогда еще генерал-поручика А.В. Суворова.

Известно, что А.В. Суворов был глубоко верующим православным полководцем, знал, что жизнь человека в руках Божиих. «Чудо-богатыри! Бог нас видит! Он наш генерал!», — говорил он, обращаясь к своим солдатам.

Когда древнерусский полководец отправлялся в военный поход, то просил ходатайства перед Богом у тех святых князей, которые раньше прославились победа­ми над врагом. Так поступал и А.В. Суворов. Особое благоговение он испытывал к святому благоверному князю Александру Невскому.

В ноябре 1785 г. Александр Васильевич подает прошение митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу о его благословении на сооружение в с. Кончанском церкви во имя св. блгв. кн. Але­ксандра Невского.

 

Александро-Невский храм

Храм построили в 1787 г., освятили только 13 марта 1789 г., т.к. А.В. Суворов почти два года был на Турецкой войне. Освещали храм собором из пяти священников, в присутствии самого полководца.

Александро-Невская церковь была небольшой деревян­ной. Рядом с ней находилась звонница с тремя колоколами.

После смерти А.В. Суворова здание церкви несколько раз перестраивалось его потомками. Вместо звонницы на притворе храма устроили колокольню.

В 1900 г., в связи со столетним юбилеем со дня смерти полководца, в Санкт-Петербурге открыли музей А.В. Су­ворова. Из Кончанского в Санкт-Петербург перевезли здание Александро-Невской церкви и установили его рядом с музеем. (Церковь была уничтожена в 1925 г.).

А в с. Кончанском, на месте деревянного храма, в 1901 г., наследники Суворова построили каменную церковь такой же формы, тоже во имя Александра Невского.

Освящал новый храм знаменитый русский батюшка протоиерей Иоанн Кронштадтский, специально приехавший на это торжество. Новый храм приписали к
храмам соседнего села Сопины.

В 1937 г. Александро-Невский храм закрыли. Шестигранный световой барабан с куполом и крестом сорвали. Оскверненное здание храма использовали для нужд колхоза. В 60-е годы XX в. к нему сделали деревянные пристройки. Здесь выпекали хлеб. Позднее это здание передали музею А.В. Суворова в Кончанском. В нем установили диораму «Альпийский поход А.В. Суворова», поэтому разобрали часть стен здания храма и построили новые. Вход сделали через алтарь бывшего храма, а на месте престола установили щетку для чистки обуви. В экспозиции музея как память о духовности полководца выставили модель деревянной Александро-Невской церкви и ее колокола, в которые искусно звонил А.В. Су­воров, удивляя этим духовенство и прихожан.

Надо иметь типично суворовские черты характера и огромное желание побеждать, чтобы в наше нелегкое время взяться за работы по восстановлению парка и усадебных построек музея-заповедника А.В. Суворова в с. Кончанское.

Именно такой приказ получил начальник Боровичского учебного полигона Санкт-Петербургского военного университета подполковник Густяков П.Е. от командующего Ленинградским военным округом.

За короткий срок офицеры, военнослужащие срочной и контрактной службы выполнили поставленную задачу.

Но, чтобы усадьба была практически такой, какой она была при А.В. Суворове, депутат городской Думы П.Е. Густяков взялся еще и за строительство копии суворовской Александро-Невской церкви. И делает это, как и все другое, за что берется, с честью.

 

с. Сопины

В древние времена здесь был административный центр (погост) и небольшой монастырь, расположенный на высоком живописном берегу озера Сопинец, который упоминается в документах XVI в. Он имел только один храм с престолом во имя свт. Николая чудотворца и несколько служебных построек. В XVIII в. Никольский монастырь упразднили, а на месте алтаря монастырского храма, разобранного по ветхости, пост­роили часовенку.

Часовня прпп. Зосимы и Савватия.

В 1895 г. в память о коронации императора Нико­лая II, местные купцы, братья Филатовы, по бла­гословению Новгородского владыки, вместо маленькой часовни построили большую деревянную, во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, часовню. При строительных работах было обнаружено основание древнего Никольского храма, древний каменный крест и захоронение игумена монастыря Феогноста.

Часовню украшал высокий шестигранный световой барабан с главкой и красивым металлическим крестом, четыре небольшие креста были устроены на яблоках, на кровле часовни. Два раза в год совершался к ней Крестный ход от приходских церквей села Сопины.

Здание часовни частично сохранилось до настоящего времени. Длительное время его использовали под морг Сопинской больницы.

На погосте, который назывался Богородицким, стояли две деревянные церкви: холодная - Рождества Пресвятой Богородицы и теплая - свт. Николая, в память о древнем Никольском монастыре. В первой половине XVIII в. здания церквей по ветхости разобрали. На их месте построили две новые деревянные церкви. Здание одной из них сохранилось.

Богородице-Рождественский храм

Освящен в 1748 г. с приделом во имя свт. Николая. В резном шестиярусном иконостасе находилось 106 икон XV-XVIII вв. Большую художественную ценность представлял и деревянный крест с резными изобра­жениями: а) Омовение ног, б) Тайная вечеря, г) Положе­ние во гроб, д) Сошествие во ад. Храм в честь Рождества Богородицы отремонтировали в последний раз в 1890-1893 гг. на средства помещика П.В. Бачманова.

Закрыли храм в 1935 г. Часть икон увезли в Новгородский музей, а большинство уничтожили. Из икон местные умельцы делали мостики через канавы и столешницы для столов. Сельская молодежь каталась по озеру на плотах, сделанных из церковных икон.

Здание церкви много лет использовали под спортивный зал Сопинской школы. Сейчас оно пустует и разрушается.

Сохранить такую церковь не для музея деревянного зодчества, а именно на своем намоленном месте в ее истинном предназначении - наша святая обязанность.

Троицкий храм

В период кончанской ссылки А.В. Суворов начал строительство в селе Сопины каменного храма на месте старого деревянного. Сохранилось предание, что поводом для строительства этого храма послужили раздоры между сопинскими крестьянами, принадлежавшими помещику Бачманову, и крестьянами А.В. Суворова. Бачмановские крестьяне часто не пускали суворовских крестьян в свой Богородице - Рождественский храм. Иногда дело доходило до кулачного боя.

Новый храм освятили в 1800 г. в честь Святой Живоначальной Троицы уже после Смерти полководца. Кроме главного он имел еще приделы во имя прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев и прор. Илии. Храм отличался симметрией и изяществом, имел двухъ­ярусную колокольню, крест которой был вознесен на шпиле. Главный иконостас храма представлял копию иконостаса церкви Зимнего дворца в Петербурге. Император Николай II в честь столетия храма щедро выделил на его ремонт четыре тысячи рублей.

Две церкви с. Сопины и, находившееся рядом старинное кладбище, имели красивое металлическое ограждение.

Настоятель храмов о. Лев Матвеев (1850-1929 гг.), оста­вил о себе память как о просвещенном и мудром пастыре.

В 1935 г. Троицкий храм закрыли и разграбили. Хрустальные паникадила разбили. Здание храма использовалось под склад. Уже много лет эта ценнейшая православная святыня  пустует и разрушается.

К храмам с. Сопины было приписано 11 часовен. В память о спасении от смерти императора Николая II в Японии крестьянин д. Юрьево Дмитрий Васильев построил часовню во имя вмч. Георгия Победоносца. Она была деревянная, красивая, имела звонницу с колоколом.

В д. Дурилино крестьяне поставили деревянную часовню во имя святого Александра Невского в память о 100-летнем юбилее со дня смерти полководца А.В. Суворова.

Особый интерес представляла часовня, построенная крестьянами деревень Сергейкова и Лядинки во имя вмц. Параскевы Пятницы на старинном кладбище, именуемом «Забудущих родителей».

 

В оформлении использованы следующие материалы:

Боровичский Свято-Духов монастырь. Издание Леушинского подворья. Санкт-Петербург, Боровичи, 2002, 44 с.

Материалы интернет-сайта Леушинского подворья WWW.LEUSHINO.RU

А.П. Полевиков. Не дай лампаде погаснуть. Историко-краеведческий очерк. Боровичи. 2002, 236 с.

Вернуться на главную страницу Воскресной школы
Вернуться к списку фотоальбомов
О храме в деревне Пирос
Фото храма в деревне Пирос в 2000 году
Святой праведный Иаков Боровичский

 

(с) 2003 Воскресная школа Воскресенского Новодевичьего монастыря, фотографии - Е.Гусев


Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100 Яндекс цитирования

eXTReMe Tracker
Сайт создан в системе uCoz