Адриано-Пошехонский 

монастырь



 

монастырская колокольня

  Свято-Успенский Пошехонский Адрианов монастырь

Житие преподобномученика Адриана

Преподобномученик Адриан родился в Ростове Великом, в начале XVI-го столетия, у благочестивых родителей, Григория и Ирины. Как провел он свою молодость в доме родительском, о том не сохранилось никаких преданий, но, несомненно, что благочестие родителей, жизнь в древнем городе, воспитавшем столько великих святых, и в своих стенах хранящем немало святынь, также пример и назидание современных ему подвижников с самых ранних лет оказывали на него благотворное влияние.

И вот, в молодые еще годы, он решается оставить родной город и работать Единому Богу в уединенном монастыре, под руководством какого-либо опытного старца.

В то время до Ростовских жителей стала доходить слава о высокой подвижнической жизни одного их согражданина, который, приняв у преподобного Кирилла Белозерского иночество с именем Корнилия еще в юном возрасте, провел много лет в странствованиях, и, наконец, поселившись в Вологодских пределах, основал в Комельском лесу общежитие со строжайшим, даже и по тому времени, уставом. К этому-то святому мужу и отправился преподобный Адриан.

О жизни преподобного в Корнилиевом монастыре известно очень немного. В житии преподобного Корнилия повествуется, что среди собранной им братии было немало строителей и иконописцев, и что храмы в его обители созидались и украшались трудами и искусством самих иноков. Искусным иконописцем был и преподобный Адриан, и конечно, своим дарованием, содействовал украшению святой обители.

Из того же жития известно, что в последние годы жизни преподобного Корнилия на ту местность, где находился монастырь, сделали хищнический набег Казанские татары. Преподобный удалился на реку Ухтому (в Пошехонском уезде, Ярославской губернии) со своею братией: следовательно, это изгнанничество разделял и преподобный Адриан. Впрочем, они недолго пробыли на Ухтоме. Татары не тронули монастыря, устрашенные видением множества охранявших его воинов, и вскоре удалились из Вологодских пределов. Тогда и преподобный Корнилий вернулся с братией в свою обитель.

Преподобный Корнилий скончался 19-го мая 1537 года. Через три года после смерти своего наставника преподобный Адриан, бывший тогда уже в сане иеродиакона, сильно возжелал уйти из монастыря и где-либо в пустынном месте основать свой, -­­­ во имя Пресвятой Богородицы. Однако он не знал, как выполнить свое намерение. Но Господь ему помог. Однажды в Корнилиев монастырь пришел никому неведомый старец-черноризец благолепного вида. Встретив сего старца в храме, преподобный Адриан спросил, как его имя, но старец открыть своего настоящего имени не пожелал. Тогда преподобный пригласил его к себе в келью и попросил сказать что-нибудь на пользу душевную. Прозорливый же старец, видя его тайное желание, сказал ему: «Вижу, отче, что ты отец чадолюбивый и любитель пустыни. Хочешь ты создать прекрасный храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы и собрать множество иноков; что же могу сказать я тебе и какой дать совет? Ты сам, отче, назидаешь нас своим смирением».

«Но вот, знаю я одну пустыню непроходимую, в которой еще не ступала нога человеческая, но которая весьма удобна для людей Боголюбивых, ищущих душевного спасения».

Уразумев, что сам Бог указывает ему путь через старца, преподобный Адриан отправился немедля к настоятелю-игумену Лаврентию и стал просить благословения на пустынное безмолвие. Помня заповедь преподобного Корнилия, повелевшего отпускать из обители тех из учеников, которые пожелают удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не стал его удерживать, и дал ему свое благословение, а также отпустил с ним и послушника его, - старца Леонида.

Помолившись у гроба своего Наставника, преподобный Адриан и старец Леонид отправились в путь, предводимые таинственным черноризцем. С собою преподобный взял икону Успения Божией Матери, им самим написанную.

Основание Адрианова монастыря и первое время его существования.

13 сентября 1540-го года, под праздник Воздвижения Креста Господня, в дикий пошехонский лес, находящийся между селениями Белым, Патрабольским, Шельшедамским и Ухорским, на берегу реки Вотхи, прибыли преподобный Адриан и старец Леонид. Приведший же их сюда старец вдруг сделался невидим.

«Уж не Ангела ли Своего послал Господь указать нам духовный путь пустынножительства на праздник Воздвижения Креста Своего!» воскликнули изумленные путники и начали воспевать канон и прочую службу празднику, со слезами благодаря Бога. В это время, как предвестие имевшей возникнуть обители, - места прославления Божия, - по всем окрестным селениям разнесся колокольный звон. Звон этот, исходивший из чащи лесной, неоднократно был слышен окрестными жителями еще до прихода сюда пустынников.

Поставив принесенный ими образ на большой дуб, пустынники отправились разыскивать путь к населенным местам, высматривая пути и место для постройки келии.

В это время вниз по реке Вотхе плыли рыболовы, - жители Белого села. Разбросив невод против самого того дуба, на котором стояла икона, Богоматери, они вытащили двух щук больших размеров, каких редко им случалось лавливать. Выйдя затем на берег, они с удивлением увидели на дереве икону и недоумевали, откуда она могла взяться в таком непроходимом месте. Один их них решил взять с собою эту икону, но лишь только он приготовился снять ее с дуба, как невидимою силой был отброшен от того места на десяток локтей и некоторое время лежал без чувств и движения. Когда же он пришел в себя, то поведал своим товарищам, что ему являлся какой-то старец и сказал: «Не дерзай, чадо, на образ Пречистой Богородицы, а иди с миром на дело, на которое исшел». Видя такое чдо, рыбаки прославили Бога и Его Пречистую Матерь, и, положив на сучке дерева, под иконой пшеничный хлеб и одну из пойманных ими больших щук, отправились далее.

Немного спустя, иноки вернулись обратно к дубу. Первым пришел старец Леонид и, заметив нежданное приношение, начал звать своего сподвижника: «Адриане! Адриане! Иди сюда и посмотри: Богородица послала нам хлеб и рыбу». Преподобный Адриан поспешил на его зов и увидав все своими глазами, уразумел, что матерь Божия, посылая им здесь столь нужную для них теперь пищу, избирает и самое место это для будущего храма и монастыря.

«О великое имя Пресвятыя Троицы! Всесвятая Госпожа!» - воскликнул он, - «помогай нам нищим рабам. Мы, рабы твои, искали в этом диком лесу более возвышенного места, где бы нам поселиться; ты же, Царица, восхотела нам здесь сожительствовать, и послала сюда хлеб и рыбу». Затем, в чувстве глубокой признательности пустынники воспели канон Успению Божией Матери и, подкрепившись Богом посланной пищей, принялись сооружать хижину под тем самым дубом, где стояла чудотворная икона.

Три года прожили преподобный Адриан и старец Леонид в пустынном одиночестве, претерпевая великие искушения от диавола и поношения от злых людей, и затем стали помышлять о создании церкви и устроении монастыря.

Выбрав удобное время, отправились они в Москву к митрополиту Макарию, испросить у него благословение на основание в Пошехонских пределах, на реке Вотхе обители и храма во имя Успения Божией Матери.

Святитель Макарий благословил тружеников устраивать монастырь и вручил им храмозданную грамоту, а самого иеродиакона Адриана возвел в сан игумена имевшей создаться обители. При сем преподобному Адриану дана была ставленая грамота, в которой святитель повелевает: «Священноиноком, диаконом, иноком и простым людем слушати его и во всем повиноватися, яко пастырю и учителю». В Москве же пустынники нашли и щедрых благотворителей. Христолюбивые люди, князья и бояре московские, видя дерзновение старцев, хотящих воздвигнуть храм и устроить обитель в лесной глуши, подавали им щедрую милостыню…

Возвратившись в свою пустыню, игумен Адриан 31 мая 1543 года заложил небольшую церковь с трапезою во имя Успения Пресвятой Богородицы и вскоре воздвиг ее. Украсив и освятив ее, он начал созывать боголюбивых людей в свою обитель.

Весьма радовались жители окрестных деревень, видя как в дремучем лесу их, милостию Господа и Богородицы, трудами святых подвижников и помощью добрых людей, устроился прекрасный храм Божий и, что «таково милосердiе – обитель хощетъ просiяти у нихъ», ибо в той местности, по замечанию древнего составителя жития, не было обители на расстоянии 90 верст в окружности. Многие и сами выражали желание подвизаться в новосозданной обители и с любовью были принимаемы преподобным, который вместе со старцем Леонидом того усердно и просил у Господа, «дабы обитель их распространилась и телеса их на пусте месте не лежали». Призывал преподобный на молитву в церковь Божию и мирских людей; вход в монастырь по уставу был запрещен лишь только женщинам, но и они радовались устроению монастыря в надежде принимать от иноков келейное пострижение. «Когда честная обитель сiя совершитъся», говорили они, «будет кому вводить нас во ангельскiй образъ».

Сами же основатели, прилагая труды к трудам, восходили от добродетели в добродетель, во всем подавая пример собиравшейся у них братии. В обители они завели строгие правила своего наставника. Не имея ничего своего, довольствовались во всем малым, большую часть времени посвящали они молитве, церковной и келейной; немало времени уделялось и на чтение Священного писания. Составитель древнего жития отмечает как совершалось это чтение: «не велегласно, ни красно, но смиреннымъ гласомъ и кроткимъ; одинъ читаетъ, а второй рассуждаетъ о прочтенномъ», читали также и наедине. Тоже делать советовали и ученикам своим.

Помимо всех трудов настоятельства, преподобный Адриан занимался еще и писанием икон, а когда святая душа его желала предаться ничем не развлекаемой молитве, он удалялся в чащу леса, в устроенную им келию с часовней, в версте от обители, и здесь беседовал с Богом. Теперь на этом месте устроена каменная часовня.

Вскоре братия умножилась и иноки построили три келии для жительства и четвертую для варения пищи и печения хлеба. Преподобный помышлял уже о создании большого каменного храма и собрал даже на этот предмет достаточную по тому времени сумму денег, как вдруг злоба и корысть людская, как увидим ниже, помешала исполнению этого предприятия, лишив в то же время обитель и самого ее начальника….

Через шесть лет по основании обители, один из строителей ее старец Леонид мирно почил о Господе и преподобный Адриан с братией честно погребли его; зная же его праведную жизнь, воссылали, по замечанию жизнеописателя, благодарственные пения ко Господу о достойном совершении им жизненного пути.

Страдание и смерть преподобномученика Адриана.

Обитель преподобного Адриана и ее подвижники вносили свет в темную среду глухого Пошехонья и естественно, должны были встречать отпор со стороны служителей греха и духовного мрака.

Подучаемые начальником тьмы, эти последние прилагали все усилия истребить зарождавшееся в их стране иночество. Так, по свидетельству жизнеописателя, пустынники «терпели поношенiе от лукавыхъ человековъ» еще в самом начале своего населения на берегах Вотхи. Когда же стала созидаться обитель, недоброжелатели – «невежи» начали сильнее выражать свое неудовольствие и говорить: «вот, чернецы поселяются в наших владениях, скоро и нами обладать будут», тогда как чернецы эти заселяли лишь непроходимый лес, никому не принадлежавший. Когда же обитель стала благоустраиваться, и явился некоторый материальный достаток, к неудовольствию недоброжелателей присоединились и корыстные виды. И вот, через год по преставлении старца Леонида, в 1550 году, в Великий Пост, 5-го марта, в ночь на 6-ое, на память 42-ух мучеников Амморейских, в монастырь явилась шайка вооруженных грабителей. Жившие в обители поспешили скрыться, кто куда мог. Разбойники многих тотчас же разыскали и перевязали из опасения, чтобы они не дали знать в соседние селения; кругом же ограды установили стражу. Скоро нашли и игумена, которого стали жечь горящей лучиной, резать ножом, душить накинутой на его шею веревкой, выпытывая, где деньги.

Преподобный вынес «корчажец», в коем находилось сорок рублей, подал им и сказал: «Вотъ все скопленное нами имущество; на деньги эти хотел я с братiею построить большую церковь во имя Пречистой Богородицы. Жизнь моя теперь в рукахъ ваших… Отпустите меня Бога ради въ Комельскiй монастырь спасти душу мою у отца своего Корнилiя, более я не возвращусь к вамъ».

Бессердечные мучители с насмешкой отвечали: «мы здесь наденем тебе шлем спасения и пошлем тебя в царство небесное». Затем, оцепив его за шею веревкой, злые разбойники подвязали его под санный полоз, где страдалец и предал дух свой Господу, молясь перед смертью за своих мучителей. «Господи, Боже мой!», говорил он, «оставь прегрешенiе симъ человекамъ, не ведятъ бо что творятъ. Прiими духъ мой съ миромъ, не помяни беззаконiй моихъ, коими грешилъ я предъ Тобою. Не презри моленiя моего Пречистая Богородице и родины моей града Ростова. Отцы мои духовные и братiя, спостники и духовные чада мои и сродники, простите меня Бога ради и благословите, уже бо иду къ судищу Христову. По семъ не имамъ свидетися съ вами во светъ семъ по глаголу Господню: «земля еси и въ землю пойдеши». Покончив с настоятелем, разбойники бросились грабить монастырь. Не пощадили и церкви Божией, выломали затвор, ворвались в церковь и царскими дверями вторглись в алтарь. Найдя там, за престолом троих иноков, они вытащили их в трапезу церкви и мучили так, что трещали кости их. Одного из них, старца Давида, они убили. В другом месте монастыря убили еще одного инока, неизвестного по имени.

Все имущество монастырское, медь, воск, книги, масло, одежды, сосуды – все перешло в руки грабителей. Они захватили с собой и тело замученного ими игумена, и отвезя его за 30 верст от обители, бросили в бочаг речки Ушломы, на рубеже сел Белого и Шигороша. Злодеи намеревались на другой день сжечь тело преподобного на костре, но придя на то место рано утром, они уже не нашли его: крестьянин деревни Иванникова, Исидор, с некоторыми другими вынув тело из бочага, положил его в приготовленный гроб, и разобравши помост находившейся неподалеку полуразрушенной церкви, зарыл там тайно преподобномученика.

Скоро злодеи были пойманы. Один из них, Иван Матренин, захватил себе во время грабежа ларец, думая найти в нем деньги, а он оказался с иконами, красками и кистями; и это обстоятельство вскоре обнаружило злодеев, так как занятие иконописью Преподобномученика Адриана всем было известно. Будучи подвергнут пытке, Матренин скоро сознался и назвал по именам всех своих товарищей. При этом выяснилось, что во главе всего этого дела стояло лицо, от которого, по его общественному положению, всего менее можно было того ожидать….

Иван Матренин был повешен, а остальные присуждены к пожизненному заключению в темнице, а имущество их было отобрано в казну.

Но тело преподобномученика не было отыскано: Исидор и его соучастники, опасаясь суда, хранили свою тайну. Однако, чтобы отметить чем-либо место погребения, около могилы они посадили небольшое деревцо-рябину.

Обретение святых мощей преподобномученика Адриана и перенесение их в Адрианов монастырь

Прошло 70 лет. Обитель, хотя и оправилась от разорения, однако уже не имела того благоустройства, какое было при ее основателе; да и самая жизнь иноков, лишенных твердого руководства, значительно поослабла. За это время сменилось несколько настоятелей, о деятельности которых сохранилось очень мало сведений. Они известны нам, по большей части, лишь по именам, занесенным в монастырский синодик, или упоминаниемым в царских грамотах, жалованных монастырю.

Наконец, в 1626 году, при игумене Порфирии, Господь благоволил открыть святые мощи преподобномученика Адриана. Церковь, под помостом которой было зарыто тело, уже давно стояла запустевшей и полуразрушенной; с течением времени от нее и вовсе не осталось никаких следов, - лишь только рябина, посаженная рукой крестьянина Исидора, указывала место бывшего храма. Однако память о бывшем здесь престоле Божием не совсем изгладилась у народа: каждый год на Илиинскую Пятницу собирались сюда жители окрестных селений; из соседних городов, - Вологды, Ярославля, Костромы и Романова, - приезжали торговые люди и производили торг. Сюда же приносилась и икона великомученицы Параскевы, ставилась на месте бывшего храма, у рябины, и совершались многие молебствия. С некоторых пор стали совершаться там чудеса: многие болящие получали исцеления от различных недугов. Молебны святой великомученице усилились. Болящие прикладывались к иконе и затем пролезали сквозь сучья рябины, и исцелялись, - конечно, не от дерева, как многие по простоте полагали, а от лежащих тут святых мощей преподобномученика Адриана.

В 1612 году на месте этом, ознаменованном многими чудесами, была воздвигнута церковь во имя св. пророка Ильи и великомученицы Параскевы, а через 8 лет устроился тут и монастырь. В монастыре этом принял пострижение сын крестьянина Исидора, погребшего преподобного Адриана. Чувствуя приближение смертного часа, он объявил на исповеди своему духовному отцу, игумену Лаврентию, что его отец, умирая, поведал ему свою тайну погребения убиенного игумена Адриана. При этом умирающий старец Иона указал и признак места – рябину, посаженную его отцом около могилы преподобного. Допросив его еще раз при свидетелях и составив письменное показание, игумен Лаврентий тотчас –же посылает в Адрианов монастырь сказать, что ему известно место, где находится тело начальника их монастыря, преподобного Адриана и что он откроет его, если игумен с братией дадут обещание восстановить в обители прежние строгие порядки, бывшие при его основателе. Обещание это было дано с клятвой и после этого было приступлено к открытию мощей. Игумен Адрианова монастыря – Порфирий должен был для этого отправиться в Москву, чтобы испросить на это разрешение у Патриарха Филарета. Патриарх Филарет предписал: «Игумену Порфирiю, взявъ съ собою священника и диакона, приехавъ въ волость Белаго села и Шигороша, где погребено тело начальника ихъ Адрiана, и надъ гробом его петь панахиду, а отпевъ панахиду, велеть его изъ земли выкопать и отвезти въ Адрiанов монастырь, а привезши тело его в монастырь, отпети над ним погребенiе, и погребсти его въ церкве, и сделать надъ нимъ гробницу деревянную, и покровомъ покрыти; а положити его въ старомъ гробе, будет гроб его не изгнилъ, а будетъ старый гроб его хоти и потлелъ, а не развалился, и его въ старомъ гробе погресбсти; а будет страый гробъ развалился, и мощи его переложить въ новый гробъ, по иноческому чину, какъ иноковъ погребаютъ; а какъ станетъ надъ нимъ отпевати, и его игумену посмотрити мощей его, а погребши отпеть надъ нимъ панахида и четыредесятница по немъ пети; а на погребенiе роздать по немъ нищимъ милостыня, что у нихъ въ монастыре улучилось; а как его погребутъ, и игумену о томъ о всемъ отписати къ Великому Государю Святейшему Патрiарху Филарету Никитичу Московскому и всеа Росiи тотчасъ». (Акты истор. т. III, № 142).

17 декабря 1626 года прибыли к месту погребения игумен Порфирий и игумен Николотропского монастыря Серанион с братией и множеством народа. С какой именно стороны дерева и на каком расстоянии от него лежали мощи никому не было известно. Поиски приходилось начать наугад и при этом не вредить дерева, так как это было запрещено владельцем этого места. Братия монастыря пророка Илии сообщила пришедшим, что настоятель их, игумен Лаврентий, который тогда был в отлучке, незадолго до их прихода, помолясь Господу и Божией Матери, своим игуменским посохом означил место в расстоянии 1,5 сажен от дерева с южной стороны и благословил отсюда начать поиски, идя подкопом к дереву. Начали рыть и скоро убедились, что игумен Лаврентий, сам не зная того, посохом своим означил место над самыми мощами преподобного. Когда был снят слой земли толщиною вершков на шесть, показалась древесная гниль, вероятно, от истлевшей крышки гроба. Порыли еще немного и увидели нетленные останки. Их вынули и положили на скалу. В это время пришел и игумен Лаврентий. Увидев мощи, он сам перенес их в трапезу. Мощи были покрыты слоем мерзлой земли так, что сразу невозможно их было признать, и это обстоятельство повергло монахов в печаль. Игумен Лаврентий, утешая всех таковых говорил: «Братiя не скорбите Бога ради! По вере вашей да явитъ намъ Богъ достоверно мощи Преподобного отца, нашего начальника, игумена Адрiана». На следующий день, во время утрени, игумен Лаврентий пришел в трапезу взглянуть на принесенные накануне им сюда мощи. Открыв покров, бывший на мощах, он увидел, что мерзлая земля за ночь обтаяла и обвалилась, и обнаружила нетленные мощи, и воочию убедился, что они принадлежали преподобномученику Адриану, ибо лик оказался весьма схожим с изображением преподобного на иконе, находящейся в Адриановом монастыре и писанной лицами, хорошо знавшими Преподобного Адриана еще при его жизни.

Быстро распространилась весть об открытии мощей преподобномученика Адриана и все радовались такому милосердию Божию. Мощи положены были в гробницу и их понесли на главах в Адрианов монастырь. Когда подходили к селу Кобелеву (ныне село Дмитриевское), навстречу несомым мощам вышло множество народа и братия Адрианова монастыря.

Когда были принесены святые мощи в монастырь, над ними совершили все, как предписывал Патриарх Филарет. При этом у гроба преподобного совершилось множество исцелений. Вскоре мощи преподобномученика Адриана положены были в открытую раку, против правого клироса.

О храмах святой обители

Первую деревянную церковь во имя Успения Божией Матери преподобный Адриан устроил еще в 1543 году, и собрал было деньги для построения каменной. Но в 1550 году он был убит, а монастырь разграблен. Во времена обретения мощей преподобного Адриана, при игумене Порфирии, существовал деревянный собор во имя Успения Божией Матери и храмы в честь Богоявления Господня и Николая Чудотворца. Из указов, находившихся в монастыре до революции, известно, что в 17-м столетии в деревянном Успенском соборе были приделы во имя Михаила Малеина и Алексея человека Божия.

В 1699 году монастырь погорел, сгорели и храмы. В 1700 году Ростовский митрополит Иоасаф благословил игумену Феодосию построить над св. вратами деревянную церковь во имя Адриана и Наталии с приделом во имя преподобного Михаила Малеина. Затем по благословению святителя Дмитрия игуменом Вассианом освящена в 1704 году церковь во имя Николая Чудотворца. Каменный Успенский собор, существующий и поныне, был освящен в 1718 году, а в 1719 году был освящен придел во имя Преподобномученика Адриана, и мощи самого преподобного были перенесены из Богоявленского храма в Успенский.

К началу XX века в монастыре осталось только два храма, оба каменные: собор Успения Божией Матери с приделами во имя Николая Чудотворца и мучеников Адриана и Наталии, и зимний храм Богоявления Господня с приделом в честь Рождества Пресвятыя Богородицы. При монастыре имелась странноприимная, в которой находили приют и пропитание бедные богомольцы и странники. При монастыре имелась и школа, в которой обучалось до 70-ти человек – детей обоего пола.

Между монастырской оградой и речкой Вотхой находился колодезь, вырытый преподобным Адрианом, над которым позже была устроена часовня.

Кроме чудотворных мощей Преподобного Адрина и иконы Успения Богородицы, в монастыре имелось немало святынь и древностей, в том числе кресты и ковчежцы с частицами мощей, вериги сделанные в меру тех, которые носил на себе Адриан Чудотворец, его игуменский посох, а также древняя икона преподобномученика Адриана, написанная в 16 веке лицами, лично знавшими преподобного Адриана.

История разорения монастыря после революции и его восстановления в наши дни

Многое повидала на своем веку Адрианова обитель, но самая тяжелая пора наступила для нее в 1918 году, когда она столкнулась с разбойниками, по сравнению с которыми белосельские – невинные детишки.

Эти времена настали для Адриановой обители на добрый десяток лет раньше, чем для большинства монастырей, доживших до конца 20-ых годов. В 1918 году, в апреле месяце, когда север губернии был охвачен массовыми крестьянскими восстаниями, поводом к расправе с монастырем послужило то, что он, якобы, давал приют «зеленым». Каратели решили наказать монахов и совершили дерзкий налет на монастырь.

Как и в XVI  веке, сопротивления им никто оказывать не стал. Иноков и послушников, избив, изгнали, а затем надругались над обителью со всем зверством безбожной души. Святые мощи были вытащены из раки и затоптаны. Вериги и игуменский посох преподобномученика Адриана святотатцы, непонятно за какой надобностью, утащили с собой, захватив также древние иконы, среди которых были написанные и самим преподобномучеником Адрианом.

Обитель опустела на целых 80 лет. Иноки ушли, кто куда, собрав, что могли; обитель стояла обездоленная, разграбленная и поруганная. Церкви в обители взорвали, а после из этого кирпича построили печи, прозванные угарными, так как население ближайшей местности страдало от болезней и ранних смертей.

После погрома монастыря благочестивый народ не прекратил молитвенного почитания святого Адриана, и не был посрамлен в своем уповании: в 2000 году обитель вернули Русской Православной Церкви. Невеселую картину представлял собой Адрианов монастырь в это время. Разруха наложила на него неизгладимую печать. Половина построек оказалась утрачена. Уцелевшая половина держалась лишь за счет того, что богоборцы не смогли разрушить поставленные на века стены. Полы и потолки прогнили. В разрушенные здания сваливали мусор. Было больно смотреть на искалеченный монастырь, где стены были пробиты, а ограды и в помине не было. Всего за несколько десятков лет все было разграблено.

Это наследство от богоборческой власти коммунистов пришлось принять на свои плечи игумении Дамиане и насельницам вновь открытой обители. С великой скорбью о поруганной святыне они приступили к восстановлению обители. Вначале средств не было ни копейки, ни света, ни тепла, как говорится, «негде и главу приклонить», но насельницы не опустили руки, а все приняли на свои хрупкие плечи. Начали с того, что, засучив рукава, стали очищать здания от мусора. Пищу в этот период готовили на улице. Однако, инокини не предавались унынию, ибо Сама Матери Божия покрывала их Своим омофором, и Господь давал силы для трудов.

Потихоньку стали оживаться. И вот забелела колокольня, - покрашенная, но, увы, пока безгласная. Звонница стояла в это время на земле, в притворе храма. Уже есть, где жить, спать, накормить приезжих. Отстроена летняя кухня и зимняя трапеза, покои архиерейские и игуменские, фасад обложен в современном стиле, выложена дорожка для крестного хода, устроены небольшие теплички. И умершая, казалось, обитель воскресает.

Сестры много молятся, неопустительно читают акафист преподобномученику Адриану. Постоянно молитвенно, с поминовением, читается псалтирь, а когда нет богослужения в храме, то сестрами совершаются все положенные церковным уставом службы.

Хотя обитель еще и не устроена, но ее уже посетили два архиерея: архиепископ Михей и архиепископ Кирилл. Оба они отметили, что за минувшее недолгое время сделано очень много, и остались довольны внешним убранством и внутренним устройством монастыря. Приезжало много паломников, детей из воскресных школ из городов Пошехонье и Рыбинск.

В храме обители много икон нового письма и старинных. Чтимые иконы: Успения Пресвятой Богородицы и преподобномученика Адриана с частичкой его мощей. Службы сосредоточенно-спокойны, на них можно полностью погрузиться в молитвенное предстояние перед Богом. Святые и светлые чувства охватывают богомольцев, входящих в древние стены обители и обретающих здесь многими искомый, но немногими обретаемый душевный мир. Ибо благоговейно настроенным христианам, с верой и упованием посещающих это святое место, дается благодать Божия по молитвам древних подвижников.

Всем желающим посетить Свято-Успенскую Адрианову обитель и внести посильную лепту просим направляться по адресу:

Ярославская область, г. Пошехонь, Адрианова Слобода, Свято-Успенский Адрианов женский монастырь, игуменьи Дамиане.

Проезд: из Москвы с Ярославского вокзала до г. Ярославль. Там с Московского вокзала – автобусом до Адриановой Слободы.

Или: с Белорусского вокзала до г. Рыбинска, далее с автовокзала до Пошехони, а с Пошехони автобусом до остановки Адрианова Слобода (монастырь).

 

 

Монастырская колокольня

колокольня

Колокольня

келейный корпус

Келейный корпус

келейный корпус

Келейный корпус

в обители

В обители...

разрушенный вход в храм

Разрушенный вход в храм

звонница

Временная звонница

фрески на стенах

Остатки фресок на стенах храма

место игумении

Игуменское место

на службе

На службе в храме

служба в обители

На службе

проповедь

Проповедь

икона в подарок

Икона в подарок

Игумения с Леушинской иконой

Матушка игумения с Леушинской иконой

чтение акафиста

Чтение акафиста

беседа с матушкой игуменией

Беседа

паломница на свечном послушании

Свечное послушание

чтимая икона

Чтимые иконы монастыря

прп. Адриан Пошехонский

Прп. Адриан Пошехонский

прп. Севастиан Пошехонский (Сохотский)

Прп. Севастиан Пошехонский (Сохотский)

св. Анна Пошехонская

Св. муч. Анна Пошехонская

     Текст страницы заимствован из изданий:

Пошехонье. Дорога к храму. Москва, 2003. 88с.

Пошехонский Адрианов монастырь. Санкт-Петербург. Пошехонье. 2003. 20 с.


 

на главную страницу

(с) 2004 Воскресная школа Воскресенского Новодевичьего монастыря, фотографии - Е.Гусев

Материалы были собраны в поездке, организованной паломнической службой "Леушинский посох":

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру

eXTReMe Tracker

Сайт создан в системе uCoz